Вариант конструкции автомобильного тахометра
На рис. 43 показан вариант конструкции автомобильного тахометра. Все элементы прибора размещены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита, закрепленной на выводных зажимах микроамперметра. Микроамперметр вместе с печатной платой вставлен в стальную коробку 2 с крышкой 3 — корпус прибора. Через отверстия в корпусе, снабженные резиновыми втулками, выведены провода для внешних подсоединений. Провода снабжены зажимами «крокодил» с гравировками в соответствии с обозначениями на рис. 42. Масса прибора 400 г, габаритные размеры 110X100X60 мм.
Градуировка прибора. Для градуировки прибора необходим источник питания постоянного тока с напряжением 12 В и током 150 — 200 мА и генератор импульсов с частотой следования от 20 до 200 Гц и амплитудой не менее 20 В, например типа Г5-54. Сопротивление резистора R8 первоначально устанавливают максимальным. При включенном питании и отсутствии сигнала от генератора стрелка микроамперметра должна находиться на нулевом делении шкалы (транзистор V3 закрыт).
Частоту градуировки F рассчитывают по формуле
где n — точка градуировки по шкале прибора, об/мин; Nц — число цилиндров;
Кт — количество тактов двигателя (два или четыре).
Например, для четырехцилиндрового четырехтактного двигателя частота Градуировки точки шкалы, соответствующей 6000 об/мин, равна 200 Гц.
Шкала прибора линейна, поэтому градуировку можно производить по одной точке, соответствующей, например, максимальному числу оборотов, однако промежуточные точки шкалы также следует проверить.
Работа с прибором. Подключение прибора производят при остановленном двигателе. Зажим « — » соединяют с корпусом автомобиля, зажим «+» — с положительным зажимом аккумулятора, а зажим XI надевают на изоляцию высоковольтного провода, идущего к распределителю от катушки зажигания (центральный высоковольтный провод). Запускают двигатель и по шкале прибора отсчитывают число оборотов коленчатого вала в минуту.