ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕ


Электрическая схема регулятора напряжения для





Климатический район
Время года
Установка аккумулятора
наружная
подкапотная
зарядное напряжение, В
Северные районы и районы с резко кон-
Зима
15,0
14,5
тинентальным климатом с температурой эимой ниже — 40° С
Лето
14,0
13,7
Центральные районы с температурой зи­мой до — 40° С
В течение года
14,2
13,7
Южные районы
В течение года
13,5
13,5


Рис. 34. Электрическая схема регулятора напряжения для автомобилей «Жигули» с цепями подключения на автомобиле
Электрическая принципиальная схема регулятора с цепями подключения иа автомобиле «Жигули» приведена на рис. 34. Регулятор имеет следующие основные узлы:
измерительное пороговое устройство с фильтром нижних частот на ста­билитроне V2, диоде V3, резисторах R1 — R3 и конденсаторе С1;
усилитель постоянного тока на транзисторах V6, V8, V9, нагрузкой кото­рого является обмотка возбуждения ОВ генератора Г221;
каскад включения контрольной лампы заряда аккумулятора, состоящий из выпрямителя на диодах VI2, V13 и усилителя постоянного тока на транзи­сторах V11, V14; ключевое устройство на транзисторах V1, V4; цепь блокировки обмотки возбуждения на диоде V7.
Регулятор работает следующим образом. При включении питания выклю-чателем зажигания ВЗ при неработающем двигателе транзистор V4 остает-ся закрытым, так как его базовая цепь зашунтирована через диод V7 зам­кнутыми контактами датчика давления масла ДДМ. При этом диод V5 обес­печивает надежное закрывание транзистора V4. Контрольная дампа Н2 дав­ления масла в это время горит. Поскольку транзистор V4 закрыт, транзистор V1 тоже закрыт, и напряжение на базе V8 отсутствует. Стабилитрон V2 и транзисторы V6, V8, V9 усилителя постоянного тока закрыты. Обмотка воз-буждения генератора обесточена. Транзистор V14 каскада включения конт-рольной лампы заряда аккумулятора закрыт, а VI1 открыт через резистор R17 и диод V15. Контрольная лампа заряда аккумулятора HI горит. После запуска двигателя и появления давления в масляной магистрали контакты ДДМ размыкаются и лампа Н2 гаснет. Транзисторы V4 и VI от­крываются, первый через резистор R9, а второй через резистор R5. Напря­жение питания через транзистор VI поступает к измерительному пороговому устройству и к базе транзистора V8. Однако до тех пор, пока напряжение в бортовой электросети меньше заданного, стабилитрон V2 и транзистор V6 за-крыты, транзисторы V8 и V9 открыты, вследствие чего через обмотку возбуж­дения протекает ток.


По мере увеличения частоты вращения ротора генератора напряжение в бортовой электросети увеличивается и, когда оно достигает заданного значе­ния, стабилитрон V2 открывается, что вызывает открывание транзистора V6, (запирание транзисторов V8, V9 и отключение обмотки возбуждения ОВ от ис­точника питания. Напряжение на обмотке возбуждения меняет свой знак, и ток в обмотке убывает, протекая теперь через диод V10. Напряжение в бор-говой электросети (напряжение, развиваемое генератором) уменьшается. Ста­билитрон V2 и транзистор V6 снова закрываются, а транзисторы V8, V9. открываются. Обмотка возбуждения снова подключается к источнику пита­ния, и ток через нее увеличивается. Напряжение в бортовой сети снова уве­личивается и так продолжается в течение всего времени работы регулятора. Процесс переключения транзисторов регулятора происходит с частотой 80 — 100 Гц, и напряжение в бортовой электросети пульсирует с этой частотой около заданного значения с амплитудой около 0,1 В.
При изменении частоты вращения ротора генератора или изменении то-%й нагрузки изменяется лишь скважность и частота переключения транзисто-Ьов, тем самым изменяя средний ток через обмотку возбуждения. Напряже­ние же, развиваемое генератором, остается практически постоянным.
Таким образом, признаком исправной работы системы генератор — регу­лятор — аккумулятор является наличие на коллекторе транзистора V9 импуль­сного напряжения с частотой 80 — 100 Гц и амплитудой около 14 В. Это напряжение выпрямляется выпрямителем, выполненным на диодах V12, V13 в конденсаторе С5 по схеме удвоения напряжения, и открывает транзистор V14. Транзистор V14 шунтирует цепь базы транзистора VII, и он закрывает­ся. Контрольная лампа заряда аккумулятора HI гаснет, сигнализируя об ис­правности системы генератор — регулятор — аккумулятор, о выходе ее на стационарный режим работы. Конденсатор С6 сглаживает пульсации напря­жения на базе транзистора V14, в результате чего последний остается в от­крытом состоянии и во время действия положительных полуволн импульсно­го напряжения.


В случае любой неисправности в системе или слишком большой нагрузки при малой частоте вращения ротора генератора импульсное напряжение на коллекторе транзистора V9 исчезает, транзистор V14 закрывается, а транзи­стор VII открывается, включая контрольную лампу HI. To же самое проис­ходит в случае пробоя транзисторов V9 или V14.
Остановимся на назначении некоторых элементов схемы регулятора.
Конденсатор С1 совместно с резисторами Rl — R3 образует фильтр ниж­них частот, сглаживающий пульсации напряжения генератора переменного то­ка. Без этого фильтра переключение транзисторов регулятора происходило бы с частотой пульсации напряжения генератора — несколько килогерц, что на­рушало бы нормальную работу регулятора и увеличило бы мощность, рассе­иваемую транзисторами. Диод V3 компенсирует температурные изменения напряжения стабилизации стабилитрона V2, что повышает термостабильность регулятора.
С помощью цепи R10, СЗ осуществляется положительная обратная связь с коллектора транзистора V8 на базу транзистора V6 через стабилитрон V2 и диод VI3. Такая обратная связь ускоряет процесс переключения транзисто­ров усилителя регулятора, тем самым уменьшая рассеиваемую ими мощность.
Резистор R15 ограничивает ток через диоды V12, V13 на допустимом уровне. Диод V15 обеспечивает однополярное напряжение на электролитиче­ском конденсаторе Сб. Без этого диода, когда транзистор V14 открыт, на верхней по схеме обкладке конденсатора было бы небольшое отрицательное напряжение, что приводило бы к расформовке электролитического конденсато­ра. Конденсаторы С2, С4 устраняют самовозбуждение усилителя регулятора.
Конденсатор С7 уменьшает амплитуду импульсных помех на выводах ре­гулятора, тем самым защищая транзисторы от пробоя и повышая надеж­ность регулятора. С помощью переменного резистора R2 производят регули­ровку напряжения, поддерживаемого регулятором.
Конструкция и детали. Конструкция регулятора должна быть брызгоза-щищенной. Посадочные и присоединительные размеры регулятора должны быть такими же, как и у штатного регулятора РР380, чтобы регулятор можно было установить на шпильках, крепящих штатный регулятор, и под­ключить с помощью стандартных автомобильных вставок разъемов. Вывод ДДМ оканчивают переходником Х2, состоящим из гнезда и впаянного шты­ря. Длина вывода ДДМ — 300 — 400 мм. Провод вывода «+» должен иметь длину 2000±50 мм и оканчиваться наконечником XI с отверстием диаметром 6,2 — 6,5 мм для подключения к зажиму аккумулятора.


Транзисторы V9, VII и диод V10 должны быть установлены на теплоот-аоде площадью не менее 18 см2, причем транзистор V1-1 — на тонкой лавса-шовой или слюдяной прокладке, обеспечивающей электрическую изоляцию его корпуса от теплоотвода. Сам же теплоотвод должен быть изолирован от мас­сы. Остальные элементы размещают на печатной или монтажной плате с кон­тактными лепестками. При этом следует иметь в виду, что резисторы R12 — R14 во время работы регулятора сильно нагреваются, поэтому их не следует располагать рядом с элементами измерительного порогового устройства щ транзисторами. Переменный резистор R2 устанавливают так, чтобы к его ва­лу был обеспечен доступ после установки регулятора на автомобиле. Резистор R14 при сборке не устанавливают: необходимость в нем определяют при на­лаживании регулятора.
Электрические соединения на плате должны быть выполнены так, чтобы, элементы измерительного порогового устройства и эмиттер транзистора V6« сначала были соединены между собой, а затем уже подключены к массе, как. это показано на схеме рис. 34.


Содержание раздела